«Развитие дополнительных услуг станет приоритетом на ближайшие годы» / РБК (интервью с Андреем Рюминым)

Генеральный директор ПАО «Россети Ленэнерго» Андрей Рюмин – об опыте цифровизации и влиянии пандемии на деятельность электросетевой компании.

Период карантинных ограничений стал испытанием не только для жителей города, но и для крупных сетевых компаний. Что позволило пройти этот этап с минимальными потерями, где появятся новые цифровые подстанции и как изменения в законодательстве скажутся на условиях техприсоединения потребителей — в интервью РБК+ рассказал генеральный директор ПАО «Россети Ленэнерго» Андрей Рюмин.

ЦИФРОВОЕ УСКОРЕНИЕ

— В чем особенность работы электросетевой компании в условиях карантина?

— Электросетевой комплекс является системообразующим, деятельность нашей компании останавливаться не может. Несмотря на эпидемиологическую ситуацию, мы должны в срок выполнять мероприятия по подключению потребителей, обеспечению надежного и качественного электроснабжения, выполнению ремонтных и инвестиционных программ. Безусловно, в этих непростых условиях мы уделяли особое внимание безопасности персонала. Все наши специалисты были обеспечены средствами индивидуальной защиты. В условиях пандемии «Россети Ленэнерго» выполняли в срок все обязательства по подключению, показатели сохранены на уровне аналогичного периода 2019 года, ремонтная программа выполнена в намеченные сроки, в полном объеме. Разумеется, под усиленный контроль было взято электроснабжение медицинских учреждений, принимающих пациентов с COVID-19, а также других социально значимых объектов. Компания подтвердила способность работать в штатном режиме даже в условиях ограничений.

— Пандемия ускорила внедрение цифровых сервисов во всех отраслях. Какие дополнительные услуги для потребителей компании стали доступны в этот период в Петербурге и Ленобласти?

— Действительно, пандемия COVID-19 изменила уклад жизни бизнеса, в частности, переформатировала работу сетевых компаний на дистанционное обслуживание клиентов. Компания «Россети Ленэнерго» в течение нескольких лет планомерно улучшала свои клиентские сервисы и автоматизировала процедуру техприсоединения. Поэтому, когда возникла необходимость полностью перевести все центры обслуживания клиентов на дистанционный режим работы, мы оперативно это сделали.

— Как компания взаимодействовала с клиентами?

— Мы находились на связи с нашими клиентами, в том числе работали в формате видеоконсультаций. Еще до пандемии в «Личном кабинете» компании можно было подать любой тип заявки на технологическое присоединение без ограничений по мощности, в том числе от разных собственников, отслеживать ее статус в режиме онлайн и получать уведомления об изменении статуса по электронной почте или смс. Работает онлайн-калькулятор для расчета стоимости процедуры, доступна онлайн-оплата услуг технологического присоединения, а также возможность использования электронной цифровой подписи договоров.

— Насколько востребованы были эти онлайн-сервисы среди потребителей? И как они будут развиваться в дальнейшем?

— Востребованность наших онлайн-сервисов — контактного центра, личного кабинета на сайте компании и мобильного приложения — возросла на 300%. Значительный рост интереса к нашим сервисам заочного обслуживания, во-первых, указал на необходимость расширения функционала существующих онлайн-решений. Во-вторых, «заочный режим» позволил сформировать более широкий комплекс услуг, которые электросетевая компания может оказывать без очного обращения заявителя в центр обслуживания клиентов. Развитие дополнительных услуг станет одним из приоритетных направлений для компании на ближайшие годы.

Наша задача довольно амбициозна: изменить отношение к электросетевым услугам в нашем регионе, предлагая широкий спектр работ, сокращая сроки их выполнения, соблюдая высокие стандарты качества. Это относится к размещению телекоммуникационного оборудования на сетевых объектах компании, аренде волоконно-оптических кабелей, техническому обслуживанию и ремонту частных электрических сетей, проектированию и строительству объектов энергетики и так далее.

— Как продвигается программа цифровизации внутри компании?

— Программа «Цифровая трансформация» рассчитана на период до 2030 года включительно. В текущем году в компании разрабатывается ряд интересных проектов, таких как система управления передачей электроэнергии с использованием технологий «больших данных», проект «Цифровой сотрудник», целью которого является повышение доступности внутренних сервисов для всех специалистов компании и обеспечение непрерывности работы, в том числе в дистанционном режиме. Разрабатывается система инвентаризации основных средств с использованием RFID меток [Radio Frequency IDentification — радиочастотная идентификация. — Ред.], автоматизируется закупочная деятельность, продолжается автоматизация бизнес-процессов по технологическому присоединению потребителей.

По результатам 2020 года планируется тиражирование показавших свою эффективность технологий на все дочерние общества Группы компаний «Россети». В ПАО «Россети Ленэнерго» рассматриваются планы по реализации цифровых проектов в области интеллектуального мониторинга оборудования, комплекса визуального осмотра и наблюдения за состоянием оборудования подстанций, цифрового проектирования и инжиниринга.

— Как цифровые инструменты позволяют бороться с несанкционированными подключениями?

— За период карантина количество незаконных подключений не возросло, поскольку многие организации не работали. Но при этом хочу отметить, что ПАО «Россети Ленэнерго» проводит постоянную работу по пресечению незаконного подключения к электрическим сетям, за 7 месяцев текущего года нами выявлено более 2000 случаев незаконного потребления электроэнергии в объеме 25,64 млн кВт.ч, с нарушителей взыскано 172,5 млн руб. Основным инструментом, позволяющим выявить несанкционированное потребление электроэнергии, является интеллектуальный учет. Он позволяет оперативно получать информацию о фактическом потреблении, собрать баланс электроэнергии на определенном участке сети и выявить аномальные отклонения.

НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

— В июле 2020 года была введена в эксплуатацию цифровая подстанция на севере города — «Каменка». Сколько таких подстанций планируется построить в этом году?

— В этом году мы планируем ввод нескольких объектов в Ленинградской области, в том числе подстанции 110 кВ «Ясень» для нужд «Северного потока — 2» и двух подстанций для реконструкции сети внешнего электроснабжения порта «Усть-Луга» в Кингисеппском районе. В Санкт-Петербурге завершаем строительство подстанции 110 кВ «Московская-Товарная».

Кроме того, у нас уже работает первый цифровой район электрических сетей в Ленинградской области — Всеволожский РЭС. За последние два года успешно запущены в работу и эксплуатируются цифровые подстанции: ПС 110 кВ «Каменка» и ПС 35 кВ «Детскосельская» в Петербурге, ПС 110 кВ «Куземкино» в Ленинградской области.

До 2024 года запланировано создание цифрового района электрических сетей в Санкт-Петербурге на базе Северного РЭС (Выборгский и Калининский районы) филиала «Россети Ленэнерго» «Кабельная сеть», модернизация сети Петроградского, Колпинского районов Санкт-Петербурга и реализация других проектов.

— А сколько всего запланировано цифровых подстанций, способных работать без персонала?

— До 2025 года в рамках нового строительства и комплексной модернизации запланировано создание 50 цифровых подстанций напряжением 35-110 кВ на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме того, в рамках выполнения частичной реконструкции на 30 подстанциях 35-110 кВ будут установлены цифровые элементы: современные терминалы релейной защиты, система телеуправления коммутационными аппаратами непосредственно с диспетчерского пункта центра управления сетями ПАО «Россети Ленэнерго».

— С 1 июля изменился порядок технологического присоединения к электрическим сетям для физических и юридических лиц. Как новые правила техприсоединения повлияют на предоставление услуги?

— Изменения в законодательстве касаются самой массовой категории заявителей: физических лиц, которым для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, требуется мощность до 15 кВт, а также предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе ИП, запрашивающих мощность до 150 кВт. Главное новшество состоит в том, что вместо договора о техприсоединении сетевая компания сразу направляет заявителю счет. Его оплата становится подтверждением согласия с условиями оферты и заключения договора. Весь документооборот между заявителем и сетевой организацией перенесен в онлайн — от подачи заявки на технологическое присоединение до заключения и исполнения договора. Все операции осуществляются через личный кабинет клиента «Россети Ленэнерго» на сайте компании, через Портал-ТП.рф, а также в мобильных приложениях «Россети» и «Клиент Ленэнерго». Документы со стороны сетевой организации подписываются электронной подписью. Заявителю останется только осуществить присоединение к электрическим сетям со своей стороны.

— Изменились ли правила установки приборов учета и сроки подключения?

— Теперь заявителям не требуется устанавливать приборы учета электроэнергии — сетевая организация сделает это за собственный счет. Если говорить о сроках осуществления присоединения разных категорий потребителей, то они не изменились.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ И ПЛАНЫ

— Как вы оцениваете финансовые итоги первого полугодия? Как изменились показатели по передаче электроэнергии в этот период?

— По итогам деятельности за первое полугодие 2020 года полезный отпуск электроэнергии относительно аналогичного периода 2019 года снизился на 4,0% — из-за аномально высокой температуры наружного воздуха в зимние месяцы и приостановки деятельности и сокращения объемов производства многих предприятий и организаций во втором квартале в связи с проведением карантинных мероприятий.

Эти факторы привели к снижению выручки ПАО «Россети Ленэнерго» от оказания услуг по передаче электрической энергии за 6 месяцев 2020 года по отношению к планируемой величине на 3,4 млрд руб. Вместе с тем меры, предпринятые с целью минимизации негативного влияния объективных факторов на финансовые результаты Общества, принесли свои результаты: компания сохранила стабильное финансово-экономическое положение. Чистая прибыль «Россети Ленэнерго» за 6 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизилась незначительно — всего на 2,4% — и составила 7,6 млрд рублей.

Из значимых событий первого полугодия текущего года я хочу отметить завершение консолидации на базе компании электросетевых активов на территории Санкт-Петербурга: к ПАО «Россети Ленэнерго» присоединены дочерние общества АО «Курортэнерго», АО «ЦЭК», АО «СПб ЭС», АО «ПЭС». Объединенная компания с более прозрачной структурой будет отвечать повышенным требованиям инвесторов. С завершением реорганизации и реализацией ПАО «Россети Ленэнерго» инвестиционной программы связан и рост активов за 6 месяцев 2020 года (на 8,2%), а чистые активы Общества за первое полугодие 2020 года увеличились на 12,3%.

— Завершен процесс консолидации, проведен ребрендинг — какие задачи теперь на повестке дня?

— Первостепенной задачей для нас всегда остается надежное электроснабжение потребителей. «Россети Ленэнерго» ведут целенаправленную работу по снижению аварийности в сетях — реализуют ремонтную и инвестиционную программы. К безусловным приоритетам относится сохранение стабильных финансовых результатов, а также цифровизация бизнес— и технологических процессов, системная работа по усовершенствованию процедуры техприсоединения к сетям, развитие нетарифных услуг.

РБК